Mail to webmaster dennix@mail.ru |
Мировой порядок после терактов в США: проблемы и перспектитвыИсполнители и организаторыПриходится констатировать, что на сегодняшний день ни реальные исполнители терактов 11 сентября, ни их подлинные заказчики не известны с достаточной определенностью. Нет однозначных свидетельств того, что за атакой на США стоит исключительно организация бен Ладена или какие-либо другие известные террористические организации. Есть основания полагать, что в событиях участвовали некие спецслужбы, однако их государственная принадлежность и степень вовлеченности в операцию не известны. (11) Некоторые эксперты полагают, что главным и единственным заказчиком терактов является финансовая элита США, которая таким путем стремится предотвратить катастрофический обвал доллара, а следовательно и всей экономики США, что якобы было основной мотивацией агрессии США в Югославии в 1999 году (суть этой политики – максимально «связать» долларовую массу за пределами американской территории). Однако убедительных доказательств такой версии нет. Вместе с тем, можно констатировать: · Мы имеем дело не с дилетантами-фанатиками, а с разветвленной и законспирированной сетью с серьезной финансовой подпиткой. Ей придется противопоставить, может быть, не новые, но действительно изощренные и достаточно дорогостоящие методы противодействия. · Ни одна из известных террористических организаций, в т.ч. самых мощных, не могла в одиночку провести эти акции. Речь идет о «сетевом противнике», за которым не может стоять только бен Ладен. · По оценкам компетентных экспертов, операция готовилась 18, а более вероятно, 24 месяца, а участвовало в ней не менее 500 человек. Трудно представить, что ни один из этих людей не был связан с хотя бы одной из ведущих спецслужб, которая могла бы в этом случае заблаговременно сообщить о готовящейся акции своему политическому руководству. Это позволило бы избежать трагедии. · Исполнители терактов – люди, которые получили образование в западных учебных заведениях и много лет жили в Европе, а также в США. · Социальная среда для появления камикадзе есть и в избытке. Однако эти люди опасны лишь потенциально. Они становятся исполнителями преступлений лишь при наличии серьезного организатора и соответствующей идеологии. · Реальными организаторами терактов являются те, кто хотел нанести мощнейший удар по американоцентричной концепции нового мирового порядка, по однополюсной глобализации; кто хотел показать необоснованность заявки США на мировое лидерство в XXI веке. Последнее во многом удалось. Роль, на которую претендовали США, и, как казалось, довольно обоснованно, была поставлена под сомнение. Сокрушительный сбой произошел во всех системах национальной безопасности США: внешней разведке, внутренней безопасности, защите авиалиний. А колоссальная военная и экономическая мощь сверхдержавы (на долю США сегодня приходится 40% всех мировых военных расходов и 20% мирового ВВП), как оказалось, мало чего стоит, поскольку она не смогла защитить простых граждан в центре своих главных мегаполисов от небольшой группы террористов. (12) По психологическим последствиям данная трагедия оказалась для США не меньшей, если не большей национальной катастрофой, чем поражение в Перл-Харборе, став потрясением для самосознания всего американского народа.(13) И хотя в дальнейшем это потрясение превратилось в мощный фактор консолидации нации, представление об американской неуязвимости и всемогуществе рухнуло как в мире в целом, так и в самих США. (14) Возможные варианты действий США и их последствия Некоторые эксперты считают, что в Афганистане США провели блестящую военную операцию, продемонстрировав высочайшую мобилизационную готовность и то, как надо воевать в XXI веке, полностью уничтожив Талибан.(15) Другие специалисты полагают, что США не достигли своих целей, и война с международным терроризмом только начинается. Это, кстати говоря, подтвердил и президент США в своем ежегодном послании конгрессу. Однако большинство из них согласно с тем, что в борьбе с терроризмом одни лишь военные удары, не подкрепленные другими действиями, ничего не решают и, более того, могут привести к опасным последствиям. Уничтожать следует не только и не столько конкретных террористов, сколько питательную среду для их возникновения путем активной организации совместного политического, экономического и военного противодействия терроризму со стороны ведущих стран международного сообщества. Ничего подобного в действиях США как лидера антитеррористической коалиции пока не наблюдается. Несмотря на заявления о том, что «борьба со злом» будет долгой и трудной, они не стремятся к выработке долгосрочной коллективной стратегии, которая дала бы кардинальные решения и включала в себя коренные изменения глобальной экономической политики. До сих пор США решали другие задачи: во внутренней политике - ответить на призыв «американской улицы» и покарать организаторов терактов, а в политике внешней - продемонстрировать силовое решение проблемы международного терроризма, что должно подтвердить претензии на «глобальное лидерство» и насаждение нового мирового порядка «по-американски». При решении этих задач не обязательно было выявлять действительных виновников трагедии, главное – сделать внешние решительные шаги и показать свою готовность и способность «защитить демократию», пусть и с нарушением ее основополагающих принципов и норм международного права. Действуя таким образом, США, конечно, не уничтожат международный терроризм. Не укрепят они и безопасность в мире. А это значит, что конструируемый ими мировой порядок вновь и вновь будет испытываться «на прочность». (16) США четко просигнализировали, что ни СБ ООН, ни ОБСЕ, ни другие международные организации, способные обеспечить правовую основу для совершаемых ими - пусть справедливых - действий, им не нужны.(17) Еще более прискорбно, что с этим по существу согласились и все прочие государства-члены международного сообщества, включая Россию. В результате сегодня весь мир, включая арабский Восток, лишний раз убедился в том, что человечество вступило в новый век, в котором, как и раньше, главенствующими являются не принципы разума и гуманизма, и даже не нормы международного права, а фактор силы, который делает мир еще более хрупким и беззащитным. При этом многие международные юристы полагают, что мировой порядок, основанный на международном праве, по существу был разрушен еще в 1999 году агрессивным нападением НАТО на Югославию. Поэтому действия международных террористов против самих США 11 сентября 2001 года, строго говоря, произошли уже в ситуации рухнувшего мирового порядка, когда нарушать, с точки зрения права, уже было нечего. Иными словами, террористы действовали на основе реального прецедента 1999 года, в целом принятого и одобренного мировым «цивилизованным» сообществом. В свою очередь, и военные действия антитеррористической коалиции, возглавляемой США, происходят в условиях, когда мировой порядок, основанный на международном праве, уже давно не действует. США не провели расследование и не осуществили должные судебные процедуры даже на внутригосударственном уровне. С правовой точки зрения, вина бен Ладена не доказана. На каком основании США объявили войну именно Афганистану тоже не ясно. А ведь они заявили, что вооруженные акции будут предприняты и против других стран. Все это представляет собой правовой абсурд. Вместо проведения сначала национального, а затем и международного судебного расследования США предпочли огульно обвинить в терактах целые страны и безосновательно объявить об «исламском следе», а по существу – обвинить в терроризме весь мировой ислам, начав против него «крестовый поход» (президент США, как известно, в сентябре 2001 года так и заявил).(18) Пригрозив, что любой режим, укрывающий терроризм, заплатит за это высокую цену, (19) США присвоили себе право наказывать все подозреваемые страны без всяких санкций ООН. Такая постановка вопроса находится в вопиющем противоречии с нормами международного права.(20) В то же время в своей внутренней политике США начали наступление на казавшиеся ранее незыблемыми либерально-демократические институты. Права человека, многие свободы начинают ущемляться; возникают другие «свободы», полицейские: прослушивание телефонов, вскрытие почты, банковских счетов и т.д.(21) Спецслужбы США, которые, казалось бы, надо наказывать за полный провал в работе, получают новые беспрецедентные права, финансовые вливания и почти неограниченную свободу действий.(22) Как далеко зайдет этот процесс, неясно. Однако граждане США впервые за всю историю этой страны готовы поступиться частью прав и свобод в обмен на личную безопасность. Если эта тенденция укрепится, то гражданское общество Запада может превратиться в общество тотального контроля – пограничного, полицейского, таможенного, транспортного и т.д. Некоторые эксперты полагают, что в Соединенных Штатах на фоне экономической рецессии сейчас идет подготовка к введению мобилизационной экономики, как это было в американском обществе сразу после второй мировой войны, после чего последовало раскручивание гонки вооружений.(23) Другие эксперты считают, что США в первую очередь заботятся о своих геоэкономических интересах, а точнее – об интересах своих крупнейших корпораций, которым требуются энергетические и сырьевые ресурсы Центральной Азии.(24) Наконец, по мнению многих обозревателей, в политической сфере Вашингтон попытается улучшить свой внешний имидж, ухудшение которого в последние годы связано с агрессивными действиями на Балканах, на Ближнем Востоке и в других регионах при игнорировании ООН и других международных организаций, а также норм международного права.(25) Конечно, абсурдно предположение, что теракты 11 сентября организовала сама администрация США. Однако ее попытка эксплуатировать эту провокацию в американских интересах налицо. Просматриваются, в частности, следующие цели: - политический разгром исламского фундаментализма как препятствия на пути установления американского мирового порядка; - установление контроля над неугодными США мусульманскими странами; - предотвращение обвала, а по возможности – укрепление доллара США; - усиление контроля за нефтеносными районами в зоне между Каспием и Персидским заливом и обеспечение безопасности маршрутов движения соответствующих энергетических потоков; - резкое понижение политической роли трех крупнейших держав-обладательниц ядерного оружия, не вполне контролируемых США: России, Китая и Индии; - понижение политического статуса союзников США по НАТО;(26) - возвращение Европе статуса деполитизированной экономической зоны, целиком зависящей от США, как это было сразу после 1945 года. Эти цели – во всяком случае в полном объеме - вряд ли будут достигнуты.(27) |
Ссылки на используемые материалы, а также другая информация на странице "О проекте" |